1 февраля в краеведческом музее открылись сразу две выставки: «Цветы и дамы» и «Мир японских кукол кокэси». Небольшая предыстория первой выставки. В 1920 году основан миасский краеведческий музей – один из старейших на Южном Урале. Его первым директором стал Эммануил Иосифович Мали. Младшая девятая дочь Мали – Изольда Эммануиловна Рыкова, присутствовавшая на мероприятии, предоставила свои чудесные вышитые работы на выставку «Цветы и дамы». В витрине размещено несколько эскизов, выполненных рукой первого заведующего музеем, по которым изготовлены некоторые изделия. Удивительно изящные работы, вышитые гладью, заставляют задуматься посетителя – рисунок это или вышивка? Мастерица применяет различные виды глади, вышивку лентами и рококо. Из многочисленных видов глади, излюбленным видом Изольда Эммануиловна считает владимирскую вышивку. Все выставленные работы, в том числе иконы, мастерица начала творить в семьдесят лет по благословению батюшки. Три иконы представлены на выставке. В следующем году автору уникальных работ исполнится 90 лет.
В каждой части мира есть свои особые народные игрушки. Уникальные народные игрушки существуют в каждой части Японии, но самые характерные из них деревянные куклы кокэси. Они появились около двухсот лет назад, когда мастера местности Тохоку из дерева вытачивали на токарных станках чаши, подносы и другие предметы домашнего обихода. Мастера стали создавать деревянных кукол, чтобы посетители местных курортов с горячими источниками приобретали их для своих детей. В этом регионе типовые формы кукол и особенности их росписи передавать от учителя к ученику, от отца к сыну, что привело к созданию своеобразных школ кокэси с характерными стилями. Почему именно кокэси с их лаконичной формой так долго ценятся в Японии? Секрет заключается в их близости к эстетике простоты и недосказанности, которая пронизывает всю японскую культуру.
Как правило, эти куклы создаются одним человеком, так что каждая работа полностью отображает индивидуальность автора. Этим кокэси отличаются от других народных игрушек, при изготовлении которых существует разделение труда. Существует одиннадцать школ кокэси, узнаваемых по внешнему виду. Характерной особенностью их является отсутствие у куклы рук и ног. В качестве материала используется древесина различных сортов деревьев – вишни, кизила, клена или березы. В раскраске преобладают цветочные, растительные и др. традиционные мотивы. Кукол обычно раскрашивают с использованием красного, черного, желтого и багряного цветов. Традиционно изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную. Есть версия, что именно от японских расписных деревянных кукол пошли наши русские матрешки.
Изюминкой открытия выставок стало появление «японских гостей». Марина Иванова в красивом кимоно, с традиционной прической, на чистом японской языке рассказала изумленным посетителям о себе и предложила провести мастер-класс по кандзи (написание японских иероглифов). Клуб японского фехтования ХиНоКо (Искра огня) в лице Олега Мингалеева провел мастер-класс с надеванием костюма и доспехов кэндоиста. А помощники из клуба оригами Цурифунэ (тысяча журавликов) провели мастер-класс по складыванию кубика из готовых модулей. Все мастер-классы шли параллельно и вызвали огромный интерес у гостей музея.
Выставка предоставлена посольством Японии в России. За нее не установлена дополнительная плата. Купив билет по музею, можно посмотреть не только основную экспозицию, но и три замечательных выставки: «Пушкиниана в миниатюрных изданиях», «Цветы и дамы», «Мир японской куклы кокэси».
Нина Чухарева – ст. научный сотрудник краеведческого музея