Вчера, в день открытия Всероссийской Недели детской и юношеской книги, в Миассе состоялся серьёзный профессиональный разговор в рамках библиотечно-педагогического «консилиума». Специалисты – психологи, педагоги и детские библиотекари – исследовали детскую поэзию, выявляя её потенциал для «оздоровления, лечения и профилактики» детских душ и умов. Оперирование медицинскими терминами, конечно же, условно.Но они хорошо отражают суть проблемы современных детей.
Все специалисты были едины во мнении, что сегодняшние дети более бедны в плане образного мышления и «эмоциональной грамотности», чем дети поколений 60-80 гг. Проводя многочисленные творческие конкурсы, библиотекари видят, как, с каждым годом снижается качество литературных работ детей. Педагоги отмечают речевые сложности у ребят: неумение сформулировать и высказать мысль, скудность словарного запаса. Психологи бьют тревогу, сталкиваясь с ростом количества детей, имеющих проблемы в эмоциональном развитии.
Круглый стол открыла Татьяна Лихачёва, ведущий библиотекарь детской библиотеки № 23 (заведующая Искусных Е.М.), на базе которой состоялось это мероприятие. Её рассказ о знакомой всем с детства поэтессе изобиловал фактами, о которых многие не знали. Например, о том, что в юности Агния училась в балетной школе, или о том, что она помогла многим семьям воссоединиться после войны, когда дети и родители теряли друг друга из-за эвакуации.
Именно, творчество Барто стало примером, к которому апеллировали участники круглого стола. Поэзия Барто «вырастила» не одно поколение ребят. «Знаток детских душ» Агния Львовна с точностью «доктора поэтических наук» создала великолепные «пилюли для лечения от» плохого воображения, бедности речи, эмоциональной скупости. Её стихи – гениально просты и точны в «дозировке», соответствующей природе детства.
Интересным опытом работы с детьми поделилась Долгополова Ольга (методист МБДОУ № 79). Она рассказала о том, что всё чаще в садик приходят дети, которые в 3 года ещё очень плохо говорят. Обращение к стихам таких мэтров детской поэзии как Барто, Михалков, Чуковский и др. очень помогает воспитателям в работе над речью детей. По их мнению, если бы родители понимали важность чтения и заучивания стихов с раннего детства, то они помогли бы своим детям начинать говорить гораздо раньше.
Ольга Чижова, психолог МКУСО «Приют для детей и подростков» поделилась с собравшимися информацией о том, как воздействует поэзия на детей разного возраста. Она обратила внимание слушателей на то, что поэзия действует на ребёнка сильнее, чем на взрослого. Например, для дошкольников поэзия – та же сюжетно-ролевая игра, но проживаемая ими в воображении.
О роли эмоциональной грамотности в жизни человека убедительно говорила психолог Наталья Рудакова (АНО «Центр развития «Логика»). По её словам, именно детская поэзия способна правильно сформировать эмоциональную составляющую личности, которая, в свою очередь, определяет поступки человека, формирующие судьбу, влияющие на взаимоотношения.
Серьёзность темы разбавили выступления воспитанников МБДОУ № 13 (воспитатель Третьякова Н.Н.) и № 79 и участников театральной студии «Оптимист» из МКОУ «СОШ № 9 (руководитель Ферапонтова Р.Е.). Ребята с удовольствием и артистизмом прочитали простые, весёлые, музыкальные стихи Агнии Львовны, явив участникам обсуждения силу поэзии Барто в действии.
Лариса Ромасько, заместитель директора МКУ «ЦБС» по работе с детьми