Чагин Борис Григорьевич

«Линия жизни.

Борис Чагин – музыкант, композитор, просветитель»

 Яркий след в истории музыкальной жизни г. Миасса оставил Борис Григорьевич Чагин.

Б.Г. Чагин (24.01.1936 г., г. Барнаул Алтайского края – 07.02.2000 г., г. Миасс). Заслуженный работник культуры РФ (1996), хормейстер, дирижёр, педагог, композитор. Почётный гражданин г. Миасса (1993).

Родился Б.Г. Чагин в рабочей семье. Отец его любил петь. У отца обнаружились неплохие вокальные данные, пошел учиться, но профессиональным певцом не стал. Отец с удовольствием пел под аккомпанемент Бориса, которого уже в детстве завораживали русские народные песни.

В 1957 г. Б.Г. Чагин окончил Барнаульское музыкальное училище, в 1961 г. – с отличием Новосибирскую государственную консерваторию. Будучи студентом, Б.Г. Чагин не пропускал концерты в местной филармонии, следил за музыкальной жизнью города.

С 1960 г. Б.Г. Чагин работал хормейстером, дирижёром в только что созданном Новосибирском театре музыкальной комедии. С 1973 г. главным дирижёром в Театре оперетты в закрытом городе Красноярск-26. С 1976 г. по 1979 г. преподавал в Новосибирском музыкальном училище.

За свою творческую работу Б.Г. Чагин в 1971 году был награждён орденом «Знак Почёта», медалью

В 1979 году Б.Г. Чагин переехал в Миасс.

С театральной деятельности перешел на педагогическую. Стал старшим преподавателем Миасского музыкального училища (ММУ). Своих коллег Б.Г. Чагин подталкивал к более полной самоотдаче в работе, к повышению профессионализма. Неравнодушием Б.Г. Чагин «заражал» других. К работе относился фанатично, диктаторски. Не допускал ни малейшей оплошности, был строг к окружающим и к себе. Недаром его называли «Это одержимый Чагин».Он был предельно честен. Жил, что называется, «с открытым забралом». При этом любил хорошую, добрую шутку. Прекрасно танцевал и был душой компании.

Б.Г. Чагин много сделал для подъёма музыкальной культуры г. Миасса. Был блестящим организатором и просветителем. Рамки преподавательской деятельности были для Б.Г. Чагина тесны. Обладая яркими музыкальными способностями, Б.Г. Чагин постоянно расширял круг своей деятельности, всё время экспериментировал. Один за другим создавал новые для Миасса творческие коллективы.

Так в 1990 г. Б.Г. Чагин создал Муниципальный оркестр русских народных инструментов. В 1991 г. стал первым руководителем Муниципального ансамбля скрипачей «Вдохновение». В 1993 г. по инициативе Б.Г. Чагина в Миассе открылась Городская филармония. В 1996 г. организовал струнный квартет.

Творческие искания Б.Г. Чагина.

В 80-е годы Б.Г. Чагин организовал на общественных началах на базе ММУ камерный симфонический оркестр, в котором играли преподаватели и студенты училища. Оркестр реализовал давнюю идею Б.Г. Чагина – исполнил несколько частей Кантаты итальянского композитора XVIII в. Дж. Перголези «Стабат матер». Оркестр просуществовал недолго. Ведь голый энтузиазм — не лучший стимул для работы коллектива.

При поддержке Отдела культуры г.Миасса и музыкальной общественности в 1990 году Б.Г. Чагин создал Муниципальный оркестр русских народных инструментов. Б.Г. Чагин руководил оркестром до 1997 года. Коллектив неоднократно становился лауреатом областного фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов памяти Р.Я. Розенфельда. ОРНИ являлся постоянным участником городских праздничных и филармонических концертов. Оркестр русских народных инструментов Б.Г. Чагин слышал и ощущал, как симфонический. Сказалась предыдущая работа в качестве симфонического дирижёра. Поэтому репертуар оркестра составляла высокая классика, обработки лучших образцов народных песен, произведения современных авторов. Своим успехом оркестр обязан творческой незаурядности и огромной работоспособности Б.Г. Чагина, который не только организовывал концертную деятельность, но и дирижировал, подбирал репертуар, вёз большой воз черновой работы.

В 1997 г. Б.Г. Чагин переключил своё внимание на работу с Ансамблем «Вдохновение». А дирижёром Муниципального ОРНИ был назначен Г.А. Бурлаков. Коллектив работал до 2003 года.

В 1991 г., через два месяца после образования «Вдохновения», Б.Г. Чагин был приглашён участниками ансамбля на должность руководителя. Вместе с Б.Г. Чагиным в коллектив пришла его супруга, преподаватель ММУ, альтистка Валентина Михайловна Чагина.

Руководителями МАС «Вдохновение» являлись: Б.Г. Чагин (1991-2000), В.М. Чагина (2000-2001), Л.Р. Юзеева (с 2001 по настоящее время)

Б.Г. Чагин называл «Вдохновение» своей «лебединой песней», своим «любимым детищем». Поэтому, писал много музыки и делал обработки классики специально для этого коллектива. Б.Г. Чагин был изумительно жаден к творчеству. Говорил: «Мне некогда, я тороплюсь жить». Поэтому Б.Г. Чагин писал музыку и составлял программы для «Вдохновения» на многие годы вперёд. Этот творческий запас и сегодня питает коллектив. В профессиональном отношении для участниц «Вдохновения» Б.Г. Чагин стал «Последним учителем».

Сегодня Ансамбль скрипачей «Вдохновение» продолжает жить полноценной творческой жизнью. В Ансамбле играют: Людмила Юзеева, Татьяна Дюсуше, Тамара Червинская, Ольга Дубровина, Галина Мальцева, Ольга Котышева, концертмейстер Сергей Готовый. Ансамбль является гордостью, музыкальной визитной карточкой г. Миасса. «Вдохновение» выступает на концертных площадках г. Миасса и других городов России. Каждая новая программа коллектива является знаменательным событием музыкального Миасса. В 2011 году коллектив отметил своё двадцатилетие.

В 1993 году с присущей неутомимостью Б.Г. Чагин пробивает новую, не дающую ему покоя идею. Идею открытия в Миассе Городской филармонии. Зажечь энтузиазмом окружающих Б.Г. Чагину всегда удавалось легко. Ведь рядом всегда были замечательные музыканты: оркестранты, дирижеры, пианисты, хоровики, скрипачи, музыковеды, которые были готовы реализовать его творческие замыслы. Программы филармонии были рассчитаны как на взрослую, так и на детскую аудитории. Работал семейный абонемент. Концертная деятельность филармонии объединяла творческие усилия муниципальных коллективов, исполнителей МКИиК, ДШИ и самодеятельных коллективов г. Миасса. Обязательными были концерты открытия и закрытия творческих сезонов. Украшением филармонии были монографические и тематические программы. Б.Г. Чагин был руководителем городской филармонии до последних дней своей жизни (2000).

В настоящее время созданная Б.Г. Чагиным филармония по-прежнему работает. Продолжают дело Б.Г. Чагина лучшие музыканты-профессионалы Миасса: Муниципальный духовой оркестр (руководитель Заслуженный работник культуры РФ Владимир Калинин), Муниципальный ансамбль скрипачей «Вдохновение» (руководитель Людмила Юзеева, концертмейстер Сергей Готовый), солистка Ольга Красноярцева (концертмейстер Галина Курдина), Народный коллектив Камерный хор «Любители пения» ДК «Динамо» (руководители Ирина и Владимир Бедностины, концертмейстер Ольга Бедностина), музыковеды Галина Никитина и Светлана Кудянова. Курирует работу филармонии заместитель директора МКУ «Управление культуры» МГО Лариса Подоскина. Ежегодно в рамках городской филармонии проходит концерт, посвящённый памяти Б.Г. Чагина.

Фото 11,11-а,11-б Последним творческим коллективом, появившимся с лёгкой руки Б.Г. Чагина, стал струнный квартет. Известен тот факт, что квартет был создан «из соображений производственной необходимости». Так, в 1996 году четвёртый филармонический сезон городской филармонии открывал монографический концерт, посвящённый творчеству Д.Д. Шостаковича. А квартет в этой программе был просто обязателен. Состав квартета: Людмила Юзеева (первая скрипка), Татьяна Уракова (вторая скрипка), Ольга Дубровина (альт), Ирина Даутова (виолончель).

Сегодня квартет работает на непостоянной основе. Но на протяжении более 15 лет струнный квартет обязательно выступает на ежегодном Городском фестивале скрипичной музыки.

Композитор Б.Г. Чагин.

Б.Г. Чагин оставил большое творческое (композиторское) наследие. Б.Г. Чагин — автор более 300 аранжировок (обработок) народных песен и произведений классики. Любимыми композиторами Б.Г. Чагина были А. Вивальди, С. Танеев, Д. Шостакович.

Перу Б.Г. Чагина принадлежат оперы и симфонии, камерно-инструментальные и вокально-хоровые произведения. Б.Г. Чагин никогда не состоял в Союзе композиторов. Его произведения никогда не печатались, не издавались. Наверное, поэтому, он не любил громкое слово «композитор» по отношению к себе.

Но Б.Г. Чагин был счастливым композитором, поскольку ещё при жизни его музыка исполнялась. Он всегда писал адресно, на конкретного исполнителя. Ведь Б.Г. Чагин писал для тех музыкантов, которые работали рядом с ним: для пианистов, скрипачей, народников, вокалистов. А так же для хоров, ансамблей и оркестров.

Камерно-инструментальную музыку Б.Г. Чагина исполняли муниципальные коллективы: ОРНИ (руководитель Геннадий Бурлаков), Духовой оркестр (руководитель Заслуженный работник культуры России Владимир Калинин), Ансамбль скрипачей «Вдохновение» (руководитель Людмила Юзеева, концертмейстер Сергей Готовый).

Исполнителями фортепианной музыки Б.Г. Чагина были в первую очередь преподаватели ММУ: Елена Чужмир, Галина Курдина, Марина Никольская, Заслуженный работник культуры России Ирина Коржова. Фортепианная музыка звучала в исполнении студентов ММУ и учащихся ДШИ г. Миасса.

Чагин дружил со многими солистами-вокалистами и хоровыми коллективами г. Миасса. Первым исполнителем многих вокальных произведений стала преподаватель МКИиК Ольга Красноярцева. Среди детских хоров Б.Г. Чагин выделял Хор ДШИ № 1 (руководитель Елена Бурлакова) и Хор ДШИ № 5 (руководитель Ирина Бедностина). Б.Г. Чагин дружил с взрослыми академическими хорами: С Народным коллективом Академический хор ДК «Прометей (руководитель Заслуженный работник культуры России Любовь Колпакова) и Народным коллективом Камерный хор «Любители пения» ДК «Динамо» (руководители Ирина и Владимир Бедностины). Много сольной вокальной музыки Б.Г. Чагина было исполнено солистами хоров Елены Бурлаковой, Ирины Бедностиной и Любови Колпаковой.

Инструментальная музыка Б.Г. Чагина звучала в исполнении дуэта преподавателей ММУ Владимира Яровикова (кларнет) и Ирины Коржовой (фортепиано).

Основные музыкально-сценические сочинения Б.Г. Чагина:

— две оперы: «Сирано де Бержерак» и «Исповедь»(1987)

— произведения для симфонического оркестра: «Фантастические танцы» (1985), музыка к поэме А. Блока «Двенадцать», симфоническая поэма «Путь на Голгофу»

— камерная музыка: концерт для фортепиано с оркестром (1983), три прелюдии для фортепиано, три прелюдии в вальсовом размере (1983), 24 прелюдии (1984), «Детская тетрадь» (30 пьес, 1989), струнный квартет, «Триптих для виолончели»(1984), четыре концерта для скрипки с оркестром, соната для альта (1990), «Адажио» из ненаписанного балета, «Воспоминания о танго» и «Презент» для кларнета с фортепиано, «Монолог» для виолончели (1988), «Трио»

— для ансамбля скрипачей: «Мелодия», «Весенний танец», «Колыбельная», «Импровизация», «Блюз-ноктюрн», «Устремление», «Ноктюрн», «Браво!», «Пассодобль».

— камерно-вокальная музыка: «Четыре песни» на стихи Н. Хикмета (1950), «Реквием» на стихи А. Ахматовой, цикл песен на стихи Н. Рушевой (1992), Цикл детских песен «О природе», «О зверях»(1994), Вокальный цикл на стихи Р. Морозовой-Завражной, Романс «Я» на стихи В. Ветровой, пять романсов на стихи Л. Чирковой («Даруй мне свет», «Музыка» и др.)

— произведения для оркестра и отдельных русских народных инструментов: три прелюдии для оркестра (1984), три юморески для оркестра (1995), концерт для добры с оркестром (1996), концерт для баяна с оркестром (1996), Фантазия на тему Е. Родыгина «Уральская рябинушка», «Вальс-бостон».

Б.Г. Чагин — человек, создавший вокруг себя необычайно творческую, энергетически насыщенную атмосферу. Человек тонкий, умный, талантливый, бесконечно преданный Музыке.

2+
Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *