Особенности планировочной структуры и архит. обликаМиасса исторически складывались под влиянием 3 осн. факторов: геогр. местоположение предопределило развитие терр. гл. обр. в меридион. направлении и линейную структуру застройки (протяженностью св. 30 км); с поэтапностью застройки связано членение гор. терр. на 3 обособл. планировочных района — Юж., Центр. и Сев.; с размещением большого кол-ва крупных предпр.— наличие значит. пром. зон, разделяющих жилые районы. Градообразующим предпр. явился завод, осн. в 1773 Л. И. Лугининым (см. Лугинины;Миасский медеплавильный завод). Миасский завод, начальный период стр-ва к-рого совпал с расцветом классицизма в России, закладывался “по регулярному плану”. Ист. часть города, располож. в юж. части совр. М., формировалась на берегу пруда: вместе с заводом появились 4 квартала дерев. домов обывателей; в 1777 построен заводской госпиталь (см.Горнозаводские госпитали). Центр старого города — заводская площадь — представлял собой один из лучших горнозаводских ансамблей. К зап. ее стороне примыкала усадьба заводоуправителей за чугунной оградой: 2-этажный кам. дом (1785) с садом, и оранжереей, беседкой и караульной будкой (частично сохранился жилой дом). Здесь же находились кам. пожарный двор с башней для наблюдения Юж. частью площадь выходила на плотину, огражд. чугунной решеткой. На сев. стороне площади располагался Петропавловский храм со встроенной колокольней; в глубине — 2-этажное кирпичное здание конторы миасских золотых приисков (1810—20-е гг.), первонач. предназнач. под заводскую контору (центр здания акцентирован 6-колонным портиком, увенч. 3-ступенчатым аттиком; ритм колонн дорич. ордера повторяется на плоскости стены пилястрами; этажи по фасаду разделены лепной ступенчатой тягой, 1-й этаж рустован; окна с четкими пропорциями, на 2-м этаже украшены ритмически располож. сандриками). В здании в разное время размещались чертежная, архив, заводская школа, контора Миасского золотопромышленного товарищества, канцелярии мир. судьи и лесничества, помещения театр. студии и бильярдная, полиция, казначейство, гауптвахта, арестантские помещения, “магазин с железного разного рода припасами”, лавка и подвал для хранения золота. Новый этап развития поселка связан с началом золотодобычи (1820-е гг.). Генпланом Миасского завода, составл.
в 1841—42 арх. Ф. А. Тележниковым, предусматривались четкая прямоугольная сеть улиц; осн. магистрали, направл. к заводскому комплексу и предзаводской площади и ориентир. на С. и В. (с учетом местоположения заводского пруда, делившего поселение на 2 части — заводскую и запрудную, или “Пензию”. “План Миасского селения” был утвержден нач. горных з-дов Урал. хр. 28 нояб. 1848. В сер. 19 в. на пл. Церк. построен в стиле классицизма Гостиный двор (строение сохранилось в искаж. виде — надстроен 2 этаж, заложена галерея).
В 1880-е гг. перестроен Петропавловский храм с новым резным иконостасом (повторно освящен в 1892). Рядом с заводским госпиталем находилось кам. здание солдатских казарм с манежем и цейхгаузом. В 1850 на месте врем. кам. пирамиды был установлен АлександруI памятник.
Во 2-й пол. 19 в. архит. облик завода формировался под влиянием эклектики (наиб. выразит. примерами общест. сооружений являются здания торг. домов бр. Николаевых и Смирнова), а также идеологии славянофильства: с использованием элементов архит. декора древних рус. храмов построены Александро-Невский (1881) и церковь в честь Святой Троицы (1889, колокольня 1895). Примерами выразит. жилых построек являютсяособняк золотопромышленника Е. М. Симонова и дом купца А. Ф. Бакакина ( к. ХIХ в.); отличит. чертой последнего является открытый двор (строения обнесены ажурной оградой на кам. основании). Дома в жилых кварталах располагались в линию, фасадом на улицу; кам. здания с магазинами сосредоточены в центр. (заводской) части. От ул. Церк. (ныне Пролет.) шли прямые улицы, обеспечившие удобный подход к заводу: Орловская (ныне Окт.), Береговая (Свердлова) и др. Небольшая часть селения именовалась Шадринской (по назв. моста через Миасс).
В 1870 в поселении насчитывалось 1795 дворов; в 1882 — 14715 жит., до 150 кам. и ок. 2000 дерев. домов. По качеству построек Миасское селение выгодно отличалось от мн. уездных городов. Стр-во кам. жилых домов стимулировалось выдачей беспроцентных казенных ссуд (в размере 100 руб.). Во 2-й пол. 19 в. сложились осн. адм. и торг. (гл. обр. хлеботорг.) центры — пл. Церк. (заводская), Александровская (Пензенская) и Шадринская; терр. была разделена более чем на 100 кварталов, в городе имелось ок. 30 улиц. Были построены здания: 1-этажной школы для девочек (ныне пл. Труда), 3 правосл., 2 старообрядч. церкви, 5 часовен и мусульм. мечеть. В связи со стремит. торг. развитием поселения строилось множество магазинов и лавок, в т. ч. в домах жит.; только на пл. Базарной располагались кам. гостиный двор (при нем — 9 лавок), 57 дерев., более 20 торг. ларей и 7 лавок при кам. домах. Составляющими архит. облика поселка были пром. постройки и сооружения: мельницы; корпуса заводов (мыловар., лесопильного, гончарного и др.), мастерских, фабрик (золотопромыв., фаянсовой, конфетной, по обжигу кирпича и др). Появились муж. уч-ще, в 1900 — жен. гимназия (см. Женские гимназии), в 1896 — корпуса земской больницы, 1902 г. – здание Низшей ремесленной школы. В 1904 было построено (из Чашковского крупнозернистого гранита) 1-этажное здание Миасского железнодорожного вокзала.
В нач. 20 в. появились здания в стиле модерн: магазины Бакакина и И. Г. Стахеева, планировка к-рых отличается свободной схемой (в зависимости от функцион. назначения помещений). В магазине Бакакина для украшения фасадов использованы лепнина, ажурные решетки с плавными, текучими линиями, керамич. плитка. Здание торг. дома Стахеева угловое, с асимметричными фасадами, оформл. большими плоскостями окон и стилиз. декоративными элементами (с характерными растит. мотивами); срез. угол здания подчеркивает осн. вход.
В кон. 19 — нач. 20 вв. общест. здания строились гл. образом в т. н. “кирпичном стиле”: церк.-приходская школа Александро-Невского прихода (старое здание школы № 14, ныне снесено), в декоре к-рого использован минимум элементов, особо акцентирован вход в домовую церковь с высоким порталом и звонницей наверху, низшая ремесленная школа .В этой же стилистике выполнено 4-этажное здание мельницы бр. Поликарповых (1909; ныне здесь располагается предпр. “Миассэлектроаппарат”). Нарядно выглядело здание аптеки (ул. Церк.): для создания коврового орнамента фасада был использован кирпич различного профиля. С нач. 20 в. развивалась центр. часть города, к-рая сложилась из неск. поселков при пром. предпр. (пос. Окт., Динамо, Мелентьевка, Первомайский, Дачный, Строителей) и ж.-д. ст. Миасс-1.
В дек. 1919 поселок стал уездным городом Челябинской губернии, в 1927 — адм. центромМиасского района; в 1930-е гг. индустриализация затронула пром., перерабатывающие, золотодобывающие предпр. Соответственно все бóльшее место в архит. облике города занимали адм., торг., пром. здания. В 1939 начато стр-во шарикоподшипникового з-да, в сжатые сроки возведены моторный и инструм. цехи, здание электростанции; в апр. 1942 на этой базе начал работу автомоторный з-д, с февр. 1943 — автомоб. (см. “Урал”). Для размещения эвакуированных в районе автозавода сооружалось жильё временное: только в 1942 — 3 дерев. дома и 4 барака (в 1945 улица, целиком состоявшая из бараков, получила назв. Победы). Продолжилось стр-во капитальных домов: в 1943 на ул. Сталина (ныне пр. Автозаводцев) возведены 4 двухэтажных дома из бруса (для приезжих специалистов); кварталы № 26, 27 на ул. Молотова (ныне Калинина) застраивались шлакоблочными домами; проезжую часть мостили булыжником. После 1945 гор. терр. значит. увеличилась за счет новых пром. площадей и жилых районов. По проекту ин-та “Ленгорпроект” осуществлялось стр-во “большого Миасса” (арх. Р. И. Друбецкий); предусматривалась застройка площади от автозавода до старой части города с возведением на широких благоустроенных улицах многоэтажных домов. Зимой 1945 была сдана в эксплуатацию 1-я капитальная 2-этажная школа (№ 17) — здание с массивными колоннами, в стр-ве к-рого участвовали военнопленные.
В 1946 было сдано 20 тыс. м2 жилья; быстрыми темпами возводился пр. Автозаводцев, велась застройка пос. Динамо, Строителей, Мелентьевка. Для стр-ва пром. и гражд. объектов в 1946 было создано предпр. “Уралавтострой” (рук. Д. Е. Кузьменко), специалисты к-рого возводили осн. массивы зданий центр., а затем и сев. районов. Со стр-вом заводского поселок завершилось формирование осн. планировочной структуры города. В районе автозавода были построены к/т “Урал”, магазины, Дворец культуры автомобилестроителей.
В 1957 на прав. берегу Миасса был заложен Машгородок — обособл. жилой массив, располож. в значит. удалении (ок. 13 км) от гор. центра и связ. с деят-стьюГосударственного ракетного центра “КБ им. академика В. П. Макеева”. Авторы проекта его планировки (архитекторы моск. ин-т “Гипрогор”: гл. арх. проекта С. С. Райтман, гл. инж. проекта Г. И. Раузин) и мн. участники стр-ва удостоены Гос. пр. РСФСР за создание комплексной застройки в условиях сохранения живописного природного ландшафта; в их числе — гл. арх. города О. В. Карпов, рук. треста “Уралавтострой” И. И. Седов. К 1969 терр. города составляла 10,8 тыс. га (из к-рых в пределах застройки — 2,07 тыс. га); числ. нас.— 132 тыс. чел. (с учетом жит. пос. Тургояк); жилой фонд — 923 тыс. м2 (из них 26 тыс. м2 в пос. Тургоякв в т. ч. в 4—5-этажных домах — 350 тыс., в 2—3-этажных — 204 тыс., в 1-этажных — 369 тыс. м2. Более половины жилого фонда (573 тыс. м2) располагалось в кам. строениях, 349 тыс. м2 — в дерев. и пр. (43 тыс. м2 — в бараках).
В 1960-е гг. разработаны документы: проект детальной планировки (ПДП) Привокзального р-на (1964; Челябоблпроект; гл. арх. проекта А. Н. Слонимский, арх. Р. Коноплева, инж. П. И. Сурнакин); проект ген. плана (1969, Ленгипрогор, гл. арх. проекта А. Тидеман), к-рым предусматривалось экстенсивное развитие города и стр-во жилья на незначит. свободной площади, в осн. за счет рек-ции кварталов врем. застройки (бараки) и постепенного сносачастного (усадебного) жилья, не имеющего ист. ценности, замены его многоэтажными зданиями.
В 1966—68 было снесено бараков общей площадью 17 тыс. м2, гл. обр. в районе автозавода. Последующие градостроит. документы, в частности Генплан 1991 (моск. ин-т “Гипрогор”; рук. и авт. проекта С. Г. Крутова, арх. А. В. Бисеров, гл. инж. проекта П. П. Кобзиев, гл. экономист Т. В. Куликова) представляет собой корректировку Генплана 1969. В 1989 жилой фонд составил 2531,3 тыс. м2 (15,1 м2 на 1 чел.), дома в 4—5 этажей и выше — 65%, усадебная застройка (на 99,2% одноэтажная) — 20%; кам. строения — 70%, дерев.— 30%. К 1989 за счет освоения земель с.-х. назначения, стр-ва улиц и дорог терр. города увеличилась до 11,19 тыс. га (застройка — 2,568 тыс. га). Трансп. связью между районами является гор. меридион. магистраль, проходящая вдоль всей застройки; отд. поселки и часть районов связаны магистральными улицам и дорогами широтного направления; общая протяженность улиц составляет 280 км. Все 3 планировочных района города сохраняют свои особенности. Юж. р-н (т. н. Старый город) располагается на берегах пруда;ядром планировочной структуры является старая центр. площадь (ныне Труда); в центр. части сохранились кр. линии кварталов 19 в. (площадью 2—5 га); застройка в осн. 1—2-этажная, дерев., с приусадебными участками;
в 1960—80-е гг. 5-этажные дома появились в районе ул. Жебруна, Малышева, 60 лет Окт. и пос. Миасс-2; в районе сосредоточены кам. ист. здания, памятники пром. и гражд. архитектуры, а также пром. предпр. (“Миассмебель, Уралрезина, хлебозавод, швейная ф-ка, ныне ОАО “Швейник” и др.), склады; осн. проектное направление — развитие центр. ядра (в зап. и юж. направлениях) с учетом сохранения ист. застройки и развития структуры пешеходных связей. Центр. р-н (Автозавод) имеет смешанный характер застройки и представляет собой сложную архит.-пространств. структуру; все кварталы (площадью 1,5—2,0 га в усадебной застройке и 5,0—1,2 га в новой капитальной) ориентированы на реку; четкая система кварталов и улиц с капитальной жилой застройкой сформирована вдоль гл. магистрали города (пр. Автозаводцев), где находится гор. адм. центр.; многоэтажные капитальные дома построены также в пос. Окт., Динамо, Первомайский, Строителей; на границе Центр. и Сев. районов размещены наиб. крупные предпр., образующие промрайон площадью 922 га (62% его терр. занимают УралАЗ, Миассэлектро, машиностр. з-д, КБ им. Макеева); расширение промрайона ограничено природными объектами и жилой застройкой; направление развития Центр. р-на — выборочная рек-ция 1-этажной застройки (в т. ч. на З., Ю.-З., у ж.-д. станции). Сев. р-н (Машгородок) объединяет 9 микрорайонов (площадью 18—30 га), границы к-рых запроектированы с учетом особенностей ландшафта; в районе размещено 240 жилых домов различной (4—14) этажности (в 1966—68 построены первые в Миассе 9-этажных кирпичные дома общей площадью ок. 8,8 тыс. м2); на гл. улице (пр. Макеева) расположена гл. площадь с ДК “Прометей”, гостиницей “Нептун”, торг. центром (1980); Район развивается в зап. направлении; осн. проектная задача — сохранение и использование природного окружения. При стр-ве гражд. зданий 1940—50-х гг. использовались возможности новых строит. конструкций и мат-лов для создания выразит. пластич. решений: участок пр. Автозаводцев (от совр. ул. Орловской до ул. Ферсмана) застроен 3-этажными домами, фасады к-рых имели ряд архит. акцентов (арки, башенки и др.). В период интенсивного жил. стр-ва был утрачен ряд зданий, представлявших собой образцы регион. зодчества (особняк кондитера Факеродта, дом купца Маклакова и др.); др. перестроены (Гостиный двор).
С 1960-х гг. стр-во жилья велось методами крупнопанельного домостроения. По типовым проектам построено большинство общест. зданий: к/т “Восток” и “Урал”, универмаг “Миасс” (1971), торг. центр и др. Примером общест. здания, построенного по индивид. проекту, является объедин. (ж.-д. и авто-) вокзал: 2-этажное здание, рассчит. на одноврем. обслуживание 800 пассажиров, построено в 1981 по проекту ин-та “Челябжелдорпроект”; авторский коллектив (арх. В. М. Попов; инж. А. А. Волков, В. А. Казин, С. К. Целищев) удостоен пр. Сов. Мин. СССР в области архитектуры (1984). Архит. выразительность ансамблей пр. Автозаводцев, микрорайонов Машгородка достигнута за счет применения продуманных планировочных решений, умелого использования ландшафта и бережного сохранения естеств. природного окружения.
В кон. 1990-х гг. в Миассе был построен Покровский старообрядч. храм, открыт мусульм. молельный дом (1997) и др. К 2001 общий жил. фонд Миасса составил 2387 тыс. м2; площадь, занятая зелеными насаждениями,— 1246 тыс. м2. Осн. водоисточником является Иремельский гидроузел, включающий комплекс инж.-техн. сооружений с оборудованием, насосными агрегатами и водопроводной сетью протяженностью 50 км. Стр-во осуществляют 15 специализир., 36 крупных и ср. подрядных орг-ций; ведущими являются трест “Уралавтострой”, ЗАО “Домостроительный комбинат”, СУ № 3 и др. Композиционной осью планировочной структуры остается река с располож. на ней прудами: Миасским (дл. ок. 5,3 км, площадь зеркала ок. 5 км2) — в старой части города, Поликарповым (ныне Динамовский; дл. ок. 6,5 км, площадь зеркала 4,5 км2) — у з-да “Миассэлектроаппарат”. В городе сохраняется ряд разобщ., компактно размещ. поселков при пром. предпр.: пос. Окт. (УралАЗ), Динамо (“Электроаппарат”), Мелентьевка, Первомайский, Дачный (при известковых карьерах и дробильно-сортировочной ф-ке Тургоякского рудоуправления); Строителей, Вост. (при з-дах ЖБИ, кирпичном); Привокзальный. Составляющими архит. облика города являются памятники истории и культуры: архит.-пром. комплекс медеплавильного з-да, церковь в честь Св. Троицы; особняки Симонова, Кузнецова—Бакакина; здания конторы золотых приисков, магазинов Бакакина, И. Г. Стахеева; дом, где в 1911—17 размещалась база радиевой экспедиции АН под рук-вом акад. Вернадского; мемориал защитникам Отечества на бульваре Мира (“Скорбящая мать”); “Народу-победителю, Народу-созидателю” (Машгородок), памятники участникам рев-ции, Гражд. и Вел. Отеч. войн. Ист. и соврем. части города связаны 4 гор. путепроводами, 32 мостами через Миасс и Ильменскую протоку; в городе расположено 5 плотин.
Т. А. Полякова, Г. М. Наумова
Лит.: Миасс — город в золотой долине / В. В. Морозов. Ч., 1983; Мой приветливый город Миасс / Сост. Г. М. Наумова, 3. А. Соколова и др.; под ред. Г. В. Губко. Миасс, 1998; Город ракетостроителей / В. А. Пяткин. Ч., 1999; Миасс. Альбом-каталог. Вып. 1 / Ред.: В. Н. Карпова, Л. И. Куликова, Л. В. Орлова и др. Миасс, 2001.