АРХИТЕКТУРА СТАРОГО МИАССА. Возникнув в конце XVIII в., по типу Миасс относился к горному з-ду, но оригинальное месторасположение, экономика XIX в. наложили отпечаток и придали своеобразие его архитектуре. Строительство з-да совпало с эпохой классицизма в России. Строгая «образцовая» архитектура хорошо подходила для строительства новых городов. В стиле классицизма возводились культовые сооружения, общественные здания, частные дома и заводские корпуса. Старый Миасский з-д представлял собой комплекс зданий и сооружений, размещенных у плотины с прудом. Возведенный по «регулярному плану», он имел организованный центр – заводскую площадь. Планировка селения прямоугольная. От Церковной ул. (ныне Пролетарская) отходят прямые – Орловская (Октябрьская), Береговая (Свердлова) и др. Она позволяла четко ориентироваться, обеспечивала удобный доступ к з-ду. Центр старого Миасса представлял собой один из лучших горнозаводских ансамблей Урала. На северной стороне площади располагался Петропавловский храм. Встроенная колокольня церкви подчиняла себе площадь и весь поселок. В глубине площади располагалась заводская контора. Строгое двухэтажное здание с шестиколонным портиком возведено в лучших традициях классицизма. Четкий ритм окон, имеющих хорошие пропорции, оживляет гладкую стену. Основным украшением стены являются ритмически расположенные сандрики над окнами второго этажа.
На западную сторону площади выходила усадьба заводоуправителей с садом, беседкой и караульной будкой (сохранился только дом со значительными переделками и утратами). Южной частью площадь переходит в плотину, огражденную в XIX в. ажурной чугунной решеткой. Остальные здания, формирующие современную площадь, построены в концеXIX в.
На заводском строительстве отразилась реформа управления горными заводами, предпринятая в конце XVIII – начале XIX в. Реформа 1806 г. упорядочила заводское строительство и учредила ин-т горных з-дов, округов и главного правления горных з-дов Урала.
В середине XIX в. в Миассе работал архитектор Златоустовского горного округа Ф. А. Тележников. Им составлен генеральный план Миасса, построен комплекс – госпиталь и казарма, разработаны планы каменных обывательских домов, перестроен Петропавловский храм и выполнен проект нового резного иконостаса для него.
Строительство каменных обывательских домов поддерживалось окружной администрацией. Для строительства дома выделялось определенное количество кирпича, в зависимости от выбранного плана.
Однако затем облик старого Миасса стала определять архитектура второй половины XIX в. Здания возводятся в стиле эклектики, пришедшем на смену классицизму. Новый стиль обусловлен ходом социально-экономического развития – становлением капитализма. Появляются новые типы зданий: торговые дома, коммерческие банки, вокзалы. Основной заказчик этого времени – новый класс буржуа. В Миассе это золотопромышленники, купцы, чиновники. Они стремятся через дом или магазин показать свою состоятельность. Ярким примером архитектуры этого периода являются усадьбы Е. Н. Симонова и А. Ф. Бакакина, торговые дома братьев Николаевых и Смирнова.
Усадьба Симонова доминирует в запрудной части города. Современники дом Симонова называли дворцом. Комплекс состоит из разновременных построек, объединенных общим двором. Усадьба обнесена высокими противопожарными стенами из местного дикого камня и только часть сада, выходящего в переулок и на центральную проезжую магистраль, обнесена ажурной кованой оградой.
Отличительной чертой усадьбы Бакакина является открытый двор, т. к. усадьба обнесена ажурной оградой, стоящей на каменном основании в пол-этажа. Эти сооружения и сегодня сохраняют черты своего стиля – обильное украшение фасада с использованием разностилевых мотивов.
На церковную архитектуру второй половины XIX в. большое влияние оказало официальное идеологическое течение славянофильства, объявившее Россию наследницей Византии. В русско-византийском стиле ведется все церковное строительство провинции. За основу брались древние русские храмы с обязательным пятиглавием. В этом стиле выполнены Миасские храмы этого периода – Александро-Невский и Свято-Троицкий.
Во второй половине XIX в. складываются основные площади Миасса – Церковная (заводская), Александровская («пензенская») и Шадринская (в р-не Свято-Троицкого храма). Они являлись административными и торговыми центрами.
В начале XX в. в Миассе появляются постройки в стиле модерн. Этот рациональный стиль был быстро подхвачен в провинции. За короткий срок построено несколько сооружений – магазины А. Ф. Бакакина (ГДК), (досуговый центр «Энергия»), магазин И. Г. Стахеева (универмаг «Южный»). Здания этого стиля не вписываются в привычные композиционные схемы, их планы формируются свободно, исходя из целесообразности размещения помещений и их групп. Торговый дом Стахеева – угловое здание, один фасад длиннее др., угол здания срезан, тем самым хорошо оформляется вход в магазин и открываются оба его фасада. Большие плоскости окон, декор на стенах – все это чисто внешние проявления модерна. В магазине Бакакина (ГДК) в качестве украшения использована лепнина, ажурные решетки с модерновыми мотивами, керамическая плитка.
В конце XIX – начале XX в. в Миассе появляются различные общественные сооружения. Большая часть из них выполнена в так называемом «кирпичном стиле». Это церковно-приходская школа Александро-Невского прихода (старое здание школы № 14, ныне снесено), ремесленная школа, аптека (ул. Пролетарская, 40). Ярким примером этого стиля является здание Низшей ремесленной школы. Здесь использован минимум украшений, выделен вход с высоким порталом и звонницей наверху, т. к. в школе располагалась домовая церковь. Более нарядно здание аптеки, где использован кирпич различного профиля для создания коврового орнамента фасада (к сожалению, после побелки фасада здание значительно утратило свою привлекательность). В этом же стиле выполнено здание мельницы братьев Поликарповых (тер. з-да «Миассэлектроаппарат»).
Г. Наумова